Как продать свой бизнес бесплатно
В этом материале подробно и по пунктам рассказываем, как проще всего продать бизнес. При этом часть финансовых затрат на это мероприятие можно свести к минимуму. Детали читайте ниже.
Всего есть несколько основных этапов, на которые стоит обратить внимание. К ним относятся подготовка документов, расчёт цены, размещение объявления и заключение сделки.
Далее рассказываем о том, что и в какой последовательности стоит делать.
Подготовка документов
Есть несколько важных бумаг, которые лучше готовить заранее. К ним относятся:
- Договор аренды помещения. Если собственник бизнеса арендует чужое помещение— тогда придётся согласовывать вариант перезаключения договора аренды на другое лицо. И тут важно понимать, что владелец помещения может быть не слишком заинтересован в таком исходе. Лучше начинать сбор необходимых документов именно с этого шага.
- Налоговая и бухгалтерская документация. Отчётность должна полностью соответствовать актуальным требованиям российского законодательства. Не должно быть никаких просрочек и тёмных пятен. Налоговая задолженность тоже должна отсутствовать — что находит отражение в соответствующих справках.
- Разрешительные бумаги. Сюда можно включить различные разрешения, регламенты, справки, лицензии и сертификаты — те из них, которые непосредственно привязаны к деятельности вашего готового бизнеса. Если какие-то из них уже закончили свой срок действия — следует их пролонгировать перед продажей бизнеса.
- Юридические документы. В этих бумагах должно быть конкретно указано — кто является собственником бизнеса. Необходимо перечислить всех причастных к этому лиц. А также всех тех людей и организаций, которые могут прямо или косвенно влиять на деятельность фирмы.
- Бизнес-план. Пункт необязательный, но желательный. Прошлые показатели легко отследить по бухгалтерским и налоговым бумагам ООО или ОАО. Но будет лучше, если сразу введёте нового собственника в курс дела и обрисуете примерный план на будущее. Клиенту интересно знать, насколько выгодна сделка для него. Это повысит доверие к вам, как к продавцу, и значительно увеличит вероятность покупки им бизнеса.
- Документы на активы. Всё имущество организации необходимо оценить, а затем документально отразить цифры стоимости. В этом могут помочь специалисты, занимающиеся оценкой активов предприятий.
Также стоит оформить все необходимые права на нематериальные активы: ПО, контент, бизнес-идеи, патенты, лицензионные свидетельства, сайты — если они будут продаваться вместе с фирмой.
Расчёт цены продажи бизнеса
Для этого применяют затратный, доходный и сравнительный методы оценки. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Для расчётов можно выбрать только один основной. Всеми тремя считать нет надобности.
Затратный — разница между активами и обязательствами. Можно рассчитать по имеющимся документам отчётности.
Доходный — тут поможет бизнес-план. Необходимо рассчитать предполагаемый финансовый рост за ближайшие 2-3 года. В расчётах обязательно должны присутствовать инфляционные издержки.
При сравнительном методе необходимо сопоставить свою компанию по показателям с другими фирмами, которые занимаются такой же деятельностью.
Размещение объявления
Проще всего это сделать на одном из сайтов-агрегаторов — например, «Авито». Важно ориентироваться на тот регион в России, в котором физически расположен бизнес. Если компания находится в Ростове-на-Дону — это также должно быть указано в вашем предложении.
В объявлении стоит перечислить следующие данные:
- Наименование объявления— краткое и понятное. Из него должно быть сразу ясно, какой товар или услуги мы продаём.
- Обороты компании, её прибыль и убытки.
- Конкурентные преимущества вашей организации.
- Крупные клиенты и возможности по их привлечению.
- Время существования компании на рынке — в годах.
- Перспективы фирмы на ближайшее время.
- Причина реализации бизнеса.
- Недостатки и проблемы. Сильно углубляться не стоит, но важно их отметить — это повысит со стороны покупателя желание купить предприятие.
Заключение сделки по продаже бизнеса
Соблюдайте конфиденциальность и будьте осторожны. Помните, что под видом покупателя могут заявиться представители компании-конкурента. Поэтому на первой встрече показывать абсолютно все финансовые показатели точно не стоит. Лучше их приберечь до момента подписания документов — например, предварительного договора.
В документе должны быть указаны права и ответственность сторон за разглашение конфиденциальных данных. Далее следует передача задатка. А следом можно продавать производственную фирму или магазин.
Для большей прозрачности сделки можно пригласить третьих лиц — юриста или бизнес-брокера.